Уважаемые родители! 

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). 

 

ФГОС начального общего образования

 Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 

С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. С материалами ФГОС начального, основного и среднего общего образования можно ознакомиться и на сайте школы в разделе документы.

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? 

           Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? 

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. 

 Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. 

 Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД (включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся»). Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. 

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? 

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
 

      личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

 

      метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

 

      предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Что изучается с использованием ИКТ? 

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок должен сразу начинать осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. 
 
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. 

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. 

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. 
 
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.  Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. 

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п. 

Что такое информационно-образовательная среда? 

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. 

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? 

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

    - спортивно-оздоровительное;

 

    - духовно-нравственное;

 

    - социальное;

 

    - общеинтеллектуальное;

 

    - общекультурное.

 

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). 
Во внеурочную деятельность могут входить: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. 

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. 
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Уважаемые родители!

Переход на новый Стандарт основного общего образования (5-9 классы) в России  проходит поэтапно.  С 2015-2016 учебного года ФГОС основного общего образования вводится во всех школах России, в том числе и в  нашей школе.


 

Что же изменится с переходом Ваших детей в 5-ом классе на стандарты второго поколения?

Главное изменение – это изменение результата образования. Если раньше результатом были прочные знания, то теперь это и  умения ими пользоваться, поэтому отличительной особенностью нового стандарта является развитие умений. Следовательно, нашей с Вами целью будет  не только достижение предметных, но также метапредметных результатов.

 

 

Что следует понимать под метапредметным результатом образования?

Это:

- умение самостоятельно определить цель,

- умение самостоятельно планировать пути достижения цели и оценивать собственные возможности;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

- умение использовать речевые средства с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;

- умение самостоятельно добывать и применять знания, в том числе используя ИКТ;

- овладеть основами экологической культуры.


Важное место занимает и развитие личностных характеристик ребенка.Личностные результаты должны отражать:

-принятие ценностей семейной жизни, здорового и безопасного образа жизни;

- проявление любви и уважения к Отечеству;

-ответственное отношение  к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

- осознанное, уважительное отношение к другому человеку;

-освоение и соблюдение социальных норм и правил поведения.

 

В связи с новым результатом произойдут изменения и в организации образовательного и воспитательного процесса. Процесс обучения будет построен так, что дети в совместном диалоге с педагогом, одноклассниками сами открывают знания, находят ответы на проблемные вопросы из различных источников информации. Учитель – это не единственный источник информации, поэтому Вашим детям нужно научиться продуктивно работать с различными источниками информации.

 

Важным аспектом учебной деятельности становится проектная и исследовательская деятельность. Проектная и исследовательская работа и сейчас является одним из видов деятельности ученика 5-9 классов школы. Это итоговые проекты по элективным курсам, долгосрочные домашние задания,  учебно-исследовательские проекты по предметам, социальные проекты, проекты творческих коллективов дополнительного образования.

Добиться требуемых образовательных  результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы Ваши дети посещали специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность).

 

Во внеурочную деятельность входят: индивидуальные занятия учителя с детьми,  экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, интеллектуальные игры, поисковые исследования и выполнение проектов. В школе накоплен большой опыт предоставления ученикам возможности занятий по интересам в рамках дополнительного образования в сотворчестве с муниципальными учреждениями дополнительного образования.

 

Меняется и Ваша роль, уважаемые родители. Вам вместе с нами необходимо учить ребенка выбору, поддерживать самостоятельные проявления, любые творческие начинания, потому что в 21 веке России нужны инициативные люди, умеющие решать нетривиальные проблемы и быстро реагировать на перемены.


 

Заранее выражаем благодарность и признательность Вам за понимание и содействие во всех наших проектах и начинаниях!

 

Федеральные государственные стандарты утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 и устанавливаются в Российской Федерации всоответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Вы можете ознакомиться с официальным приказом о введении в действие ФГОС ООО и текстом Стандарта.